Загрузка

.

Созидай.ру

Новая модель работы мозга была опубликована Хасаем Алиевым в нескольких научных журналах и книгах разных стран. А в интернете публикуется впервые. Эта модель построена на важном дополнении к работам академиков И.П. Павлова, П.К. Анохина, Д.Н. Узнадзе.

В указанных трудах, касающиеся психологии и физиологии, Хасай Алиев не нашёл описания механизмов, отвечающих за согласование психических и физиологических процессов, без которых трудно понять, как происходит в экстремальных ситуациях или при тренировке реализация резервных возможностей психики и организма.

В известных теориях отсутствуют, например, описания механизмов трансформации психологической установки в физиологическую доминанту, то есть, нет указаний на то, каким именно образом на уровне механизмов "мысль" влияет на "организм".

В современной околонаучной психологической литературе, есть, например, указания на то, что существуют состояние бодрствования и сна, и что есть измененное состояние сознания, ответственное за реализацию резервных возможностей человека. Но чем именно они отличаются в своей базовой структурной основе на уровне механизмов работы мозга – не описано. И само определение понятия "измененное состояние сознания" - не научно, так как изменения сознания могут быть вызваны и алкоголем, и транквилизаторами, и переменой настроения.

В научных трудах в описании мозговых механизмов нет указаний на то, как работают или меняются эти механизмы в различных базовых агрегатных состояниях работы мозга, например, в бодрствовании, сне, трансе.

Например, в теории Анохина для решения возникающих у человека проблем в мозге происходит формирование функциональных систем (рабочих инструментов). Остается непонятным, почему тогда возникают стрессы?

Хасай Алиев дополнил теорию Анохина положением о том, что мозговые перестроечные процессы при формировании функциональных систем могут блокироваться, и именно эти блокировки могут вызывать неконтролируемый рост напряжения – стресс.

Блоками в новой модели работы мозга могут являться факторы психологические и физиологические, например, психологические комплексы и стереотипы мышления, или, например, нарушения кровотока.

В известных научных теориях нет также описаний того, каковы именно структурные (сущностные) отличия между базовыми (агрегатными) состояниями работы мозга.

Не указано также как работают отмеченными авторами механизмы формирования условных рефлексов или функциональных систем в различных базовых состояниях работы мозга.

Нет также указаний на то, что в разных состояниях работы мозга может быть различная схема взаимодействия между половинами мозга (и доминантами), и какова эта схема.

Никто из авторов и их последователей не задавались вопросом, а сколько доминант может функционировать в мозге одновременно, или всегда только одна?

Свою модель работы мозга Хасай Алиев сумел сформулировать на общедоступном языке, простом и понятном для большинства людей самых различных специальностей. Этим самым он стремился объединить усилия специалистов над решением таких важных проблем, как здоровье, творчество, долголетие.

Такой четкой сформулированной общетеоретической системной модели работы мозга пока в мировой литературе не было и мы должны гордиться тем, что она создана нашим Российским учёным Хасаем Алиевым.

В этой модели работы мозга есть сущностная структурная основа, освобожденная от множества разнообразных проявлений, признаков и симптомов, обычно отвлекающих исследователя от решения таких глобальных вопросов:

  • как работает мозг 
  • почему бывают стрессы 
  • как повысить стрессо - устойчивость 
  • почему мозг творческий?


Новая модель работы мозга создана на стыке психологии, физиологии, медицины, биологической кибернетики и синергетики и может быть особенно интересна не только врачам и психологам, но и специалистам по искусственному интеллекту.

Она подтверждена объективными результатами практического применения разработанных в связи с нею технологий и приемов для снятия стресса, повышения стресс-устойчивости, обучения самоконтроля и самоуправления, разблокирования творческих способностей и формирования новых желательных навыков и качеств.

Именно эти технологии и приемы помогли Хасаю Алиеву, в частности, быстро освобождать от острого стресса детей и взрослых, пострадавших от терактов в Беслане и других городах, где врачи и психологи в условиях ограниченного времени и большого числа пострадавших, оказывались беспомощными. Врачи — потому что в этих условиях невозможно осуществить индивидуальный подбор лекарственных препаратов, психологи — потому что в остром стрессе у пострадавших измененное состояние сознания и речевые методы психотерапии малоэффективны.

В новой модели работы мозга существует пять базовых состояний, в каждом из них – своя схема взаимодействия между функциональными "половинами" мозга и корково-подкорковых структур :

  • состояние бодрствования
  • состояние сна
  • состояние сна со сновидениями
  • состояние транса
  • переходное "нейтральное" состояние между базовыми состояниями.


В контексте Метода-Ключ мы описываем здесь три состояния: бодрствование, транс и "нейтральное" состояние, как свободное переходное состояние между ними.

Состояние бодрствования

Структурной основой состояния бодрствования является режим параллельной активности конкурирующих доминант.

Это состояние, при котором между половинами мозга устанавливается множество актуальных функциональных связей. Такой режим деятельности мозга позволяет человеку мыслить, а организму сохранять свое внутреннее физиологическое равновесие.

На уровне сознания именно множество конкурирующих доминант в состоянии бодрствования обеспечивает мыслительную способность человека как возможность устанавливать причинно-следственные связи и выбирать решения, тогда как если бы была только одна доминанта, как в трансе, эта доминанта и определила бы все решения.

Внимание человека в этом состоянии — подвижное. Физиологический механизм мышления и связанного с ним движения внимания основан на сканировании связей между половинами мозга.

В физиологическом плане параллельная активность конкурирующих доминант является защитой автономии организма от психического влияния. Именно благодаря одновременному сосуществованию множества доминант человек способен мыслить в различных направлениях, и в организме при этом ничто принципиально не изменяется (множество конкурирующих доминант взаимно нейтрализуют мощность влияния друг друга на течение физиологических процессов).

Таким образом, конкуренция доминант — часть механизма гомеостаза, обеспечивающего сохранение равновесия внутренней среды организма в изменяющихся условиях.

Предельный уровень количества доминант, вызванный, например, одновременным решением человеком множества задач, является условием повышения нервно-психического напряжения, условием переключения режима состояния бодрствования в другой режим работы мозга.

Структурной основой состояния транса является режим последовательной активности доминант.

Это такое состояние, когда в каждый следующий момент между половинами мозга актуальна только одна функциональная связь. Этот режим монодоминантной организации деятельности мозга лишает человека способности к мышлению, но обеспечивает организму однонаправленное включение внутренних ресурсов.

Поэтому в состоянии транса внимание человека фиксированное, однонаправленное.

Например:  юноша влюбился в девушку, мама ему говорит, что она ему не подходит, указывает на её недостатки, а он ничего вокруг не слышит и не видит. А видит только её - она в божественном свете! Или мать, потерявшая сына после теракта в Беслане, ей говорят: " Тебе нада жить, тебе ещё нужно племянника ставить на ноги, тебе нужны силы, очнись! " Она ничего не слышит и не видит, в голове только одна мысль: " Был сын - нет сына! "

Типичным примером состояния транса служит сосредоточенность человека на цели или состояние стресса, который по своей природе есть неуправляемый транс, где внимание сужено на эмоционально значимой проблемной ситуации. Человек в состоянии транса испытывает чувство "зацикленности" на проблеме, мозг подобен компьютеру, который "завис", не реагирует на сигналы, не входящие в систему актуальной доминанты.

В состоянии транса, где актуальна только одна доминанта, в организме происходит адресное включение ресурсов (резервов), в отличие от состояния бодрствования, где, напротив, из-за параллельной активности множества конкурирующих доминант организм "не способен" к направленному включению ресурсов из-за отсутствия физиологически обозначенного адреса.

Наш классический пример : человек стоит перед забором весь в сомнениях, сможет перепрыгнуть, или нет. Но побежала за ним злая собака, и он перепрыгнул.

Инстинкт выживания вытеснил "синдром сомнений", переключив состояние мозга из режима параллельной активности доминант, в состояние транса — режим их последовательной активности, где процессы организма организуются в системе установочного соподчинения. И произошло направленное включение ресурсов для прыжка через забор.

Потом человек удивляется сам себе, как это он смог сделать. Был в трансе.

Транс — это состояние, когда все системы организма согласованно решают одну и ту же задачу. Отсюда и возникает феномен реализации внутренних резервов.

Переходное "нейтральное" состояние 

Структурной основой переходного "нейтрального" состояния является отсутствие доминант. Половины мозга функционально разблокированы (временные связи отключены).

"Нейтральное" состояние (как нейтральное положение в коробке передач автомобиля) — это условие для переключения режимов работы мозга. "Нейтральное" состояние с отключением всех доминант включается при переходе из состояния бодрствования в состояние транса, или в состояние сна, или из сна в бодрствование.

Это состояние можно назвать и состоянием свободного сознания, так как при этом состоянии сознание свободно от всякого содержания, а так же от страха, комплексов и стереотипов.

Пример :  мать, потерявшая сына после теракта, в течение трех суток находилась в состоянии острого стресса, не реагировала на речевые воздействия психолога. Был предложен прием из метода "Ключ", который пострадавшая согласилась выполнить, так как его выполнение не требует усилий. В результате реализации моторного рефлекса возникло явление психофизиологической разгрузки с катарсисом (слезы, после чего пострадавшая вздохнула, сказала, что стало легче). Когда пострадавшую впоследствии спросили, что она чувствовала и о чем думала при выполнении Ключевого приёма, она ответила: "Ни о чем, пустота в голове".

Конечно, речь идет о разблокировании временных "гибких" связей, тогда как "жесткие" связи между половинами мозга, контролирующие физиологические функции, постоянно функционируют.

В "нейтральном" состоянии, когда временные связи отключены, "жесткие" связи, контролирующие саморегуляцию организма, освобождаются от напряжения их негативного влияния, и этим самым создаются условия для активизации механизмов природной саморегуляции организма.

Направление активности механизмов саморегуляции задается через "нейтральное" состояние психологической установкой (сознательной или бессознательной) или актуальной потребностью организма (например, ко сну или к пробуждению).

Это явление управляемости процессов саморегуляции широко используется в практической психотерапии на основе так называемой установки. Установка действует в условиях фиксации внимания, то есть события, при котором внимание неподвижно и, соответственно, внутримозговые связи, ответственные за мышление, разблокированы. В этих условиях психологическая установка трансформируется в физиологическую доминанту.

Эта трансформация психологической установки в физиологическую доминанту происходит потому, что фиксация внимания — характерное явление для состояния транса, и поэтому — вызывающая транс.

При этом между половинами мозга образуются новые функциональные связи в соответствии с содержанием психологической установки.

Созданная установкой доминанта, конкурируя со стрессовой доминантой, нейтрализует энергетическую мощность ее влияния и в зависимости от установочного содержания задает направление активизации механизмов саморегуляции, например, в сторону интенсивного восстановления истощенных и нарушенных функций организма. Или в сторону подготовки к эффективному выполнению намеченной человеком деятельности.

Однако при остром стрессе актуальная стрессовая доминанта может блокировать образование психотерапевтической или целевой доминанты, так как смысловое содержание психологической установки может входить в противоречие с содержанием стрессовых переживаний человека.

Решением проблемы является использование Ключевых идео-рефлекторных приемов, так как возникающая при этом идео-рефлекторная доминанта (не имеющая смыслового содержания) образуется в обход содержанию стрессовых переживаний человека и, вступая в конкуренцию со стрессовой доминантой, нейтрализует мощность ее влияния.

Таким образом :

  1. Условием формирования связей между половинами мозга, доминанты, является синхронная деятельность половин мозга в направлении фиксации внимания. Поэтому, например, сосредоточенность на цели включает внутренние резервы, а сильный эмоциональный раздражитель способен сформировать стрессовую доминанту.
  2. Для снятия стресса необходимо каким-либо способом создать хотя бы еще одну доминанту и перевести тем самым работу мозга из режима монодоминантной деятельности в режим параллельной активности доминант.
  3. Использование Ключевых идео-рефлекторных приемов сопровождается формированием идео-рефлекторной доминанты, так как их реализация невозможна без фиксации внимания, они так же, как и сильный эмоциональный раздражитель, вызывают синхронную активность двух половин мозга. Идео-рефлекторная доминанта, конкурируя со стрессовой доминантой, выводит человека из стрессового транса в режим состояния бодрствования.
  4. Если человек находится в состоянии бодрствования, то формируемая идео-рефлекторная доминанта, став актуальной, переводит работу мозга в режим монодоминантной деятельности — в состояние управляемого транса.
  5. Формирование установочных целей на фоне Ключевых идео-рефлекторных приемов автоматически преобразует психологические установки в установочные доминанты, включающие адресную мобилизацию ресурсных возможностей организма в соответствии с содержанием этих целевых установок.

Эффективность метода "Ключ"

Исследования проводились с 2002 по 2007 гг. ГНИИИ ВМ МО РФ.

  1. Психофизиологические показатели.
  2. Психологические показатели.
  3. После курса антистрессовой подготовки "Ключ" у лиц, пострадавших в терактах.

Психофизиологические показатели :

  1. Индекс физического состояния, характеризующий готовность к выполнению физической нагрузки, повысился в среднем на 53%.
  2. Индивидуальная производительность труда у обученных курсу "Ключ" повысилась в среднем на 20—25%.
  3. Продолжительность непрерывной напряженной монотонной деятельности увеличилась в среднем в 2,5—3 раза на фоне снижения показателей утомляемости.
  4. Показатели утомляемости: до обучения навыкам психофизиологической саморегуляции признаки утомления и потери способности работать без ошибок появлялись через 8—13 минут, а после обучения — до 40—45 минут непрерывной деятельности.
  5. Скорость правильных сложных реакций увеличилась примерно на 7 реакций в минуту (прирост около 10%).
  6. Интегральный показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы, характеризующий состояние сердечно-сосудистой системы в целом и уровень её регуляции, улучшился в среднем на 12%.
  7. Показатель напряженности адаптации системы кровообращения, как индикатора адаптационных возможностей целостного организма, снизился в среднем на 9%.
  8. Уменьшение ЧД (частота дыхания) и ЧСС (частота сердечных сокращений) на 4—17 % при выполнении физической ра6оты с использованием метода.
  9. Сокращение времени процессов реабилитации в среднем в 2,5–3 раза.

Вместе с этим все испытуемые отметили в самоотчетах улучшение физической работоспособности, понижение утомляемости и более легкое выполнение физических действий, без обычного напряжения, снижение отвлекаемости.

Эти данные подтверждаются данными, полученными при помощи методики САН по всем трем показателям (самочувствие, активность, настроение) — увеличением интегральной оценки САН на 24%. Улучшение по шкалам составило соответственно

  • по шкале "самочувствие" (в интегративной форме отражает функциональное состояние организма) — 18%; 
  • по шкале "активность" (отражает актуальный энергетический потенциал) — 18%; 
  • по шкале "настроение" (отражает эмоциональное отношение к внутренним и внешним условиям жизнедеятельности)  — 20%.

Психологические показатели :

Уровень ситуационной тревоги достоверно снижался в течение курса, улучшение относительно нормативного показателя по шкале составило 55%. Наблюдалась устойчивая редукция тревожной симптоматики от сеанса к сеансу.

Средние показатели по шкалам "Тревога" и "Депрессия" до курса "Ключ" выходили за рамки нормальных значений, а после курса они были в пределах нормы: улучшение по шкале "Тревога" составило 28%, улучшение по шкале "Депрессия" — 20%.

В динамике состояний, возникающих после прохождения курса антистрессовой подготовки, выявлено:

  1. нормализация настроения;
  2. снижение тревоги;
  3. отсутствие выраженной эмоциональной реакции на ситуации, волновавшие  ранее, ("ощущение защищенности", "ощущение "защитной" стены", отделяющей от травмирующей ситуации);
  4. повышение активности и работоспособности;
  5. нормализация сна ("легкое засыпание", "ровный глубокий сон", ощущение удовлетворенности качеством и продолжительностью сна по утрам);
  6. стабилизация самооценки, повышение уверенности в себе;
  7. уравновешенность, (уменьшение раздражительности, выраженное состояние "спокойствия").

После курса АСП у лиц, пострадавших в терактах, отмечалось :

  1.  сокращение приступов стенокардии у 55%,
  2. снижение интенсивности болей, что позволило у 25% больных уменьшить дозировку лекарств в 1,5—2 раза.
  3. У 98% пациентов улучшилось общее состояние, ночной сон, эмоциональный фон, прекращались головные боли, головокружения, боли в области сердца и сердцебиение.
  4. В 55% случаях отмечена положительная динамика данных ЭКГ. Наблюдалось снижение уровня артериального давления (АД) с 210/120 до — 150/90.
  5. У 96% обследованных отмечены положительные офтальмоскопические изменения.
  6. Синдром нервно-психического перенапряжения купируется в течение 1-20 минут.

Особенно существенна динамика показателей в случаях с острым стрессом.

Полученные результаты свидетельствуют также о том, что использование метода "Ключ" (антистрессовая подготовка) оказывается эффективным при экспресс-реабилитации пострадавших, особенно в условиях дефицита времени, сложной психо-эмоциональной обстановки, в которой традиционные вербальные приемы психотерапии малоэффективны.

Обучение по методу по программам проводилось в следующих организациях и компаниях:

  1. Для подготовки испытателей Международной космической Программы Марс-500
  2. Для психологов МВД РФ
  3. Для психологов МО РФ
  4. Для руководителей ОАО "Сильвинит", г. Соликамск
  5. Для руководителей ООО "ИБС Экспертиза", г. Москва
  6. Для руководителей, бывших наркоманов, операторов телефонов доверия в итальянской системе лечения наркоманов "Mondo-X" под руководством Падре Илиджио (Милан, Рим, Читонна)
  7. Для руководителей и дистрибьюторов польской торговой фирмы "Амексим" (г. Врослав)
  8. Для операторов микросборки завода "Сириус" ПО Позистор МЭП СССР (Армения)
  9. Для группы бизнес-тренеров (г. Москва)
  10. Для одаренных детей (Международный Благотворительный Фонд В. Спивакова, г. Москва)
  11. Для директоров промышленных предприятий и слушателей Академии нарbодного хозяйства РФ
  12. Для руководителей подразделений ОАО Мосэнерго
  13. В Таллиннской школе
    менеджеров под руководством В.Тарасова
  14. В Московской школе менеджеров "Арсенал"
  15. В Центре международного бизнеса
  16. Для руководителей издательства и читателей польского женского журнала "Пшиячулка" (г. Варшава)
  17. Для известного издательства "Хомо-Футурус" (г. София, Болгария), где были изданы первые книги Хасая Алиева на болгарском языке, которому он и подарил это название - "Хомо-Футурус"